Книга «Таинство Крещения»
Протоиерей Александр Шмеман

Протоиерей Александр ШмеманБрошюра предназначена для готовящихся принять святое крещение, восприемников крещающихся (крестных матерей и отцов, на которых лежит особая ответственность за христианское воспитание их крестных детей), а также для катехизаторов и всех, интересующихся вопросами веры и жизнью нашей Церкви.

Издается по благословению благочинного Клинского округа Московской епархии протоиерея Бориса Балашова

Печатается с издания YMCA-PRESS

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6: 3-5, 8).

Апостол при Крещении



ВВЕДЕНИЕ

Цель предполагаемой брошюры — кратко и по возможности просто объяснить богослужение, совершаемое при, Крещении. Каждый православный христианин верит, что этим таинством он был введен в Церковь и что в крещении началась его жизнь как христианина. Нам часто приходится присутствовать при крещении, а иногда быть восприемником или восприемницей крещенного, то есть принимать в таинстве непосредственное участие. Но понимаем ли мы смысл таинства? Не присутствуем ли мы при нем часто как зрители непонятной, древней церемонии, в необходимость которой мы верим, но обряд и язык которой перестали понимать?

А ведь если это таинство, как с первого дня верила Церковь, есть действительно начало нашей христианской жизни, основа и источник нашего спасения, то каждое его слово, каждый обряд раскрывают нам смысл нашей жизни и содержание нашей веры. И быть христианином разве не означает в первую очередь хранить и бесконечно усваивать в своей жизни то, что получили мы в таинстве крещения! Но тогда, конечно, недостаточно просто знать, что мы были когда-то крещены, но необходимо всегда помнить и осознавать смысл и силу крещения. Лучший же способ для этого — вникать в смысл богослужения, совершаемого при крещении, и тем самым всегда снова и снова переживать его.

Современному человеку многое в Церкви представляется «устаревшим», «надуманным», «архаическим». Кажется, что Церковь застыла в своих обрядах, не соответствующих нашему времени и его нуждам, ничего не говорящих современному сознанию и, потому, не действительных. Мы почти механически, часто с иронической улыбкой, подчиняемся священнику, говорящему нам повернуться, «плюнуть и дунуть», сказать такие-то слова, идти за ним вокруг купели, но не понимаем, для чего все это нужно. Но если с любовью подойти к церковному богослужению, уделить ему хотя бы малую долю того внимания, какое мы уделяем на все вещи и дела «мира сего», то открывается, что эти с виду архаические и странные обряды имеют глубочайший и вечный смысл, что в них и ими совершается нечто вечное, чего иначе, «по-современному», выразить невозможно. Но, повторяем, для этого требуются усилия и любовь. Равнодушному ничего не откроется. Тому, кто судит Церковь, даже не постаравшись понять ее жизни и сущности, она останется закрытым миром. Но «вкусите и видите…» Сделавший усилие и вошедший знает, что он касается Божественных тайн, несоизмеримых с нашими земными понятиями и суждениями и требующих для своего понимания веры, любви и смирения; Тому кто все мерит своими мерками и себя — свой разум, свою логику, свои домыслы —  считает мерилом всего, никогда не понять церковной жизни. Но как только человек согласится смирить себя и слушать то, что говорит ему Церковь на языке своих молитв и обрядов, ему открывается бездонная глубина церковной истины, та подлинно новая жизнь, которую Церковь дарует. Древние слова и обряды оживают, тогда как вечно новые и не стареющие, и так ясно становится, что не Церковь нужно «приспосабливать» к миру, а наш больной, грешный и суетный мир, нашу жизнь «сообразовывать» с вечной истиной Церкви.

Прежде чем приступить к описанию и объяснению самого чина крещения, необходимо сделать несколько вводных замечаний.

1) В древности крещение новых членов Церкви совершалось в пасхальную ночь, было подлинно пасхальным таинством.» Такая внешняя связь между крещением и Пасхой теперь утрачена, но о ней следует напомнить, так как по существу она остается неизменной и о ней напоминают нам слова Апостола Павла, приведенные выше. Крещение есть таинственное участие человека в смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа. Через «подобие» смерти — в крещальной купели — мы соединяемся с Воскресшим Господом, Своей смертью Он побеждает нашу смерть, Своим Воскресением Он дарует нам залог воскресения, Своим присутствием в нас Духом Святым Он дает нам прощение грехов и силу побеждать всякое зло. Мы знаем, что обряд погружения в воду есть один из самых древних, самых распространенных» религиозных обрядов. И Господь не оставил нам другого знака, кроме того, которым само человечество с незапамятных времен выражало свою жажду новой, праведной жизни, тоску по прощению грехов и по соединению с Богом. Но этот знак Господь наполнил новым смыслом и сделал действенным. Он сделал его знаком Своей смерти и Своего воскресения, и потому «если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» и уже больше «ни смерть ни жизнь… ни настоящее, ни будущее… не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 38-39).

2) Крещение также совершалось всегда в собрании всей Церкви, всей общины, в нем все участвовали и оно было делом всех. Ибо смысл его именно в том, что оно вводит человека в Церковь, делает его членом Тела Христова. И немедленно после крещения новокрещенный участвовал в Литургии и приобщался со всеми вместе от единой Чаши и единого Хлеба. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 5). «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12: 13). И опять-таки, если внешне крещение перестало совершаться в собрании Церкви, то смысл его всегда тот же: ввести человека в Церковь, соединить его во Христе с другими, включить в единую жизнь Церкви.

3) И, наконец, крещению предшествовал более или менее длинный период подготовления — так называемого оглашения, с которого мы и начнем объяснение  современного чина крещения.