Великий Четверг
Главная
Страстная седмица день за днем
Великий Четверг
Тайная вечеря. Омовение ног ученикам
В канун еврейской Пасхи Господь собрал ближайших учеников в Сионской горнице для пасхальной трапезы, или вечери. Собравшись, ученики заспорили между собой о том, кто из них больше. Тогда Иисус Христос снял верхнюю одежду и, препоясавшись полотенцем, стал умывать ученикам ноги. Обязанность низшего слуги Господь взял на себя, чем удивил и смутил апостолов. По окончании омовения Спаситель объяснил: тот, кто хочет быть больше, должен стать всем слугой. Законы духовной жизни ставят смиренного человека выше гордого.
Евангелие от Иоанна, глава 13, стихи 3 – 10
Тайная вечеря. Предательство Иуды
На протяжении этой вечери Спаситель несколько раз указывал на присутствиие в трапезной предателя. Указывал ученикам, указывал и самому предателю. Господь давал понять Иуде, что знает о его планах, вплоть до прямого указания на него. Когда все ученики один за другим спрашивали Иисуса, «не я ли, Господи?», и дошла очередь но Иуды, Спаситель прямо ответил ему: «Ты сказал». Указывая предателю на его замысел, Христос до последнего момента делал все, чтобы Иуда передумал и не совершал злодеяния.
Евангелие от Иоанна, глава 13, стихи 23 – 30
Тайная вечеря. Установления Таинства Евхаристии
В конце вечери Господь взял хлеб и, благословив, разломил на части и раздал ученикам. «Сие есть тело Мое, которое за вас предается». Также и чашу с вином, благословив, подал апостолам. «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так была установлена Святая Евхаристия, центральное Таинство Церкви, совершение которого и является основным смыслом ее существования. Апостол Иоанн приводит слова, сказанные Христом ранее: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (глава 6, стих 53).
Евангелие от Луки, глава 14, стихи 22 – 24
Гефсиманская молитва
После вечери Господь с тремя учениками направился в Гефсиманию – большой сад на склоне горы. «Бодрствуйте со Мною, – сказал Иисус Христос ученикам, – Душа Моя скорбит смертельно». Но ученики быстро заснули.
Спаситель молился «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». До кровавого пота молился Богочеловек, безгрешная человеческая природа которого сопротивлялась абсолютно чуждой ей смерти. Трижды будил Спаситель учеников и трижды они засыпали, единственным утешителем Христа был ангел Господень.
Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 36 – 46
Особенности богослужения
Службы Великого Четверга – особые. Они начинают ряд уникальных Страстных богослужений.

В среду вечером служится утреня и 1-й час.

На утрене трижды поется тропарь Великого Четверга «Егда славнии ученицы»

Читается Евангелие от Луки (глава 22, стихи 1-39) о Тайной Вечере и канон «Сеченое сечется море чермное…».

Эксапостиларий «Чертог Твой вижду» поется в последний раз. Эти слова четыре дня подряд звучали на каждой утрене, помогая молящимся подготовится к богослужению Великого Четверга.

На 1-м часе читается паремия из книги пророка Иеремии.

Утром служатся часы, изобразительны, вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Совершение Литургии на вечерне в этот день связано с тем, что Таинство Евхаристии Господь установил вечером.

На вечерне читаются паремии из книги Исход, книги Иова и книги пророка Исайи.
Особенности богослужения
Вечери твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю тя; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»
Отличительной особенностью Литургии Великого Четверга является отсутствие Херувимской песни. Вместо нее в этот день поется песнопение, вошедшее в Последование ко Святому Причащению.
Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш…
По величайшей благости наилучший путь смирения показавший, когда омыл Он ноги учеников, и вплоть до Креста и погребения снисшедший к нам, Христос, истинный Бог наш...
Вместо «Достойно есть» (песнопения, воспевающего Богородицу), поется ирмос 9-й песни канона «Сеченое сечеся» «Странствия Владычня», обращающий молящихся к величию Таинства Евхаристии.

Литургия Великого Четверга имеет особый отпуст:
В конце Литургии в кафедральных соборах в этот день совершается Чин омовения ног.
В Великий Четверг Патриарх совершает Мироварение и освящение мира. Миро используется в Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения над всеми православными христианами.
Тропарь
Егда славнии ученицы
01:48
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.
Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!
Этот тропарь входит в состав Последования ко Святому Причащению во время Великого Поста. Описывая исторические события, тропарь одновременно обращается к сердцу и совести каждого человека.
Канон «Сеченное сечеся...». Ирмос третьей песни
Господь Сый всех, и Зиждитель Бог, созданное безстрастный обнищав Себе соедини, и Пасха, за яже хотяше умрети, Сам, Сый, Себе предпожре: ядите, вопия, Тело Мое, и верою утвердитеся.
Будучи Господом и Создателем всего, Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил, и, Сам являясь Пасхой, тем, за кого собирался умереть, Себя в снедь заранее предлагал, взывая: «Вкусите тело Мое и верою утвердитесь!»
Ирмос – это вступительный стих к песне канона. Здесь говорится о том, что из любви к Своему творению Спаситель, не переставая быть Богом, уничижил Себя до того, что стал Человеком, чтобы соединить с Собой всех людей. Он Сам является Пасхой в ее иудейском понимании – жертвенным Агнцем. На пасхальной трапезе Он Сам Себя заранее предложил в жертвенную трапезу тем, за кого собирался умирать. Вкушение Тела Христова утверждает в вере всех приступающих, оно неразрывно связанно с воспоминанием о самоуничижении Бога по любви к людям.
Тема установления Таинства Евхаристии хорошо раскрыта в каноне преподобного Космы Маиумского. Тексты этого канона содержат глубокий богословский смысл.
Канон «Сеченное сечеся...». Ирмос девятой песни
Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем.
Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой на высоком месте с возвышенными мыслями давайте, верные, насладимся, высочайшее слово услышав от Слова, Которое мы величаем.
Странствие – это гостеприимство. Текст ирмоса – приглашение всех христиан на Трапезу гостеприимного Владыки Христа, дарующую бессмертие. Человек должен иметь возвышенные мысли, приступая к Евхаристии, услышав слово и приглашение к ней от Самого Бога Слова, Второго Лица Святой Троицы, и величать Его, причащаясь Тела и Крови Спасителя.
Ирмос звучит на Литургии вместо песнопения «Достойно есть».
Пророчество Иеремии
Пророк Иеремия, находясь в тяжких скорбях, описывает постигшие его бедствия, взывает к Богу с плачем. Пророк говорит о себе, но слова его пророческие. Эти слова удивительно точно описывают обстоятельства проповеди Господа Иисуса Христа, от которой пророка отделяет 600 лет. Он говорит о вражде иудейских учителей против Спасителя, о кротости Христа, с которой он предает Себя в их руки. «Я же, как агнец беззлобный, ведомый на заклание» – говорит пророк. «Придите, и вложим дерево в хлеб его, и истребим его с земли живых» – эти слова Иеремии таинственно указывают на смерть Спасителя на Кресте.
Книга пророка Иеремии, глава 11, стихи 18-23, глава 12, стихи 1-15
Явление Бога на горе Синай
Паремия описывает события, предшествующие заключению Завета на горе Синай. Три дня Израильский народ готовился к получению откровения, очистив свою одежду и воздерживаясь от супружеского общения. В третий день, который был пятидесятым с момента выхода из Египта, Господь сошел на гору в громе и молнии, в дыму, при звуке труб. Приступить к божественному откровению невозможно человеку, если он не очистит своего сердца покаянием. Решившись поработать над собой для Бога, человек подходит к подножию неприступной горы – Богословию и Богообщению. И лишь меняясь внутренне, можно подниматься по ее склону.
Книга Исход, глава 19, стихи 1–19
Ответ Бога праведному Иову
Прокаженный, сидящий на гноище, Иов мучается от непонимания, почему Бог поменял к нему свое отношение. Оставаясь преданным Воле Бога, праведник изливает Ему душу в самых горьких жалобах и даже обвиняет Бога в жестокости. Иов ищет ответа от Бога – и получает его. Господь показывает, что величие Его и Его творения превосходят всякую меру человеческого знания и понимания. Пораженный открывшимся ему недосягаемой высотой Божественной Тайны, праведник раскаивается в своих жалобах и склоняется перед Творцом. По мысли святых отцов, в опыте страдания Иов сделался соучастником тайны Христовой, что стало для него наивысшим утешением.
Книга Иова, глава 38, стихи 1–23, глава 42, стихи 1-5
Пророчество Исайи
В этой паремии, пророк Исайя, подобно Иеремии, пророчески изображает завершение земного пути Спасителя и Его крестные страдания. «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Исайя говорит об Отроке, чьего голоса должен послушаться боящийся Бога – о Христе. Ходящии во тьме должны надеяться на Имя Господне – пророчествует Исайя, словно бы сам пишет о том же, о чем писал апостол Иоанн Богослов: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (глава 8, стих 12).
Книга пророка Исайи, глава 8, стихи 4–11
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе.
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе.
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. Сборник по материалам Постной Триоди.
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография.
Красовицкая М.С. Литургика. Курс лекций.
Кочнева Е. А. Литургика. Неопубликованный курс лекций
Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия.
прот. Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета.
свт. Григорий Нисский, О жизни Моисея Законодателя.
Еп. Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Иова.
Страстная седмица. https://azbyka.ru/1/strastnaya_sedmitsa
Толкования на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. https://ekzeget.ru