На притчу в Евангелии Луки, в которой говорится: «Некий человек шел… и попался разбойникам» (Лк.10:30) (Святитель Иоанн Златоуст)

Действительно, по божественному апостолу, «текущии в позорищи вси убо текут, един же приемлет почесть» (1 Кор. 9:24). Шел сегодня иерей, шел и левит, и только самарянин получил награду. Он без труда опередил ушедших вперед; чего не совершили наученные закону, то с успехом сделал иноплеменник. Они, увидев в другом собственную природу в опасности, заключили свое сострадательное сердце и, сомкнув глаза, прошли как бы мимо лежащего мертвого столба, как никогда был не милосерд богач к брошенному перед его дверями Лазарю; неверный же самарянин, верный более иудеев, забыв о своем деле, утешил незнакомца, и, забыв о своей настоятельной нужде, поспешил к ухаживанию за пораженным, и, не зная закона, исполнил его, совершив все по закону: «егда бо языцы не имуще закона естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себе суть закон: иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующеи им совести, и между собою помыслом осуждающим» (Рим. 2:14–15).*

Итак, что же говорит евангелист? «Человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде, иже совлекше его, и язвы возложше отидоша, оставлше едва жива суща». По приключению1 же «священник некий схождаше путем тем, и видев его, мимоиде. Такожде же и левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде. Самарянин же некто грядый, прииде над него, и видев его, милосердова: и приступл обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведе в гостинницу, и прилежа ему. И наутрия изшед, изъем два динария даде гостиннику, и рече ему: прилежи ему: и, еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся, воздам ти» (Лк. 10:30–35).

Поучимся: что такое Иерусалим, и что Иерихон; и кто разбойники, с которыми он нечаянно встретился; и что за одежда, которую они сняли с него; и что такое раны, которые они причинили человеку; и почему отошли, оставив полуживым; и кто иерей, и кто левит, и кто самарянин; и что такое елей, и что такое вино, и что такое повязки; и что такое скот; и что такое гостиница и гостинник; и что такое два динария, и что такое излишние издержки, которые он обещался отдать; и что такое возвращение самарянина?

Итак, один человек шел из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим – рай, Иерихон – этот мир; человек, шедший из Иерусалима в Иерихон – первозданный Адам; по изгнании из рая, он шел в Иерихон, т. е., в этот мир. «И прийдя, в разбойники впаде», т. е., к жестоким лукавым демонам; они сняли с него одежду бессмертия, которую он носил до греха; одели его в листья смоковные. Почему в листья смоковные? Потому что они жестки и горьки. Так как после греха приключилась с ним жесткость дел и много горечи, то, поэтому, он был одет в листья смоковные. «И язвы возложше», т. е., житейские страдания. Именно: «в поте лица твоего снеси хлеб твой: терния и волчцы возрастит тебе земля; в болезнех родиши чада» (Быт. 3:16–19); это раны для души. «И… отидоша, оставльше его едва жива суща»: преступив заповедь Божию, Адам не был ни между живыми, ни совершенно мертвым, так как не вполне отказался от Бога.

«По приключению же священник некий схождаше путем тем». Не сказал: по случаю, но: «по приключению»; «по случаю» – (значит) «не предусмотрено, неожиданно, когда происходит что-либо с кем-нибудь само собой»; «по приключению» – (значит) когда кто-нибудь совершает что-либо по промыслу Божию; здесь по промыслу Божию шел иерей тем путем. «И видев его мимоиде. Такожде же и левит». Кто иерей, и кто левит? Иерей – закон Моисея, а левит – слово пророческое. Они, по промыслу Божию, пришли для ухаживания за израненным разбойниками; не будучи в состоянии исцелить его, прошли мимо. Когда у них не было силы восстановить лежащего, идет самарянин, который есть Владыка Христос, страж наших душ. «Самарянин» – значит «страж». Он сказал: «Самарянин же некто грядый, прииде»; не сказал, что «пришел к нему», но «нашел на него», т. е., принял, как он, плоть – подлежал телесной страсти, как он, но без греха. «И видев его, милосердова над ним, и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино». Что такое повязки, и что елей, и что вино? Повязки – повеления Христа, елей – святое миропомазание, вино – таинство веры. Этими тремя врачуются наши душевные раны. Что говорим, знают новонаставляемые.

«Всадив же его на свой скот, приведе в гостинницу». Собственным скотом Христос называет тело, которое Он принял для нас от пренепорочной Девы. Он посадил на Свой скот израненного разбойниками, так как, по пророку Исаии, «Сей грехи наша носит и о нас болезнует» (Ис. 53:4). «Привез его в гостиницу», т. е., в святую церковь; и заботился о нем сначала сам. «Наутрия же изшед», т. е., после святого воскресения, «изъем два динария даде гостиннику».

Кто «гостинник», и что такое «два динария»? Гостинник – апостол Павел, поставленный во главе церкви из язычников; он назван гостинником, потому что всех принимает, и всех влечет к спасению. Христос после Своего воскресения, вынув два динария, Ветхий и Новый Завет, «дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем»; тебе вручаю народ языческий, израненный самыми жестокими разбойниками; только заботься о нем; и что издержишь лишнее, то Я отдам тебе, при Своем возвращении». Что издержал Павел сверх динариев? Четырнадцать посланий, которые он рассылал язычникам. Что значит – «егда возвращуся, воздам ти»? «При втором Своем пришествии, когда приду судить живых и мертвых, при возвращении Своем, Я отдам тебе то, что ты издержишь лишнего», как и сам Павел говорит: «подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее… соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшым явление Его» (2 Тим. 4:7–8). Да будет, чтобы и нам всем получить такой венец, по благодати и человеколюбии Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава и держава, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.

______________________

1 Проповедник дальше различает συντυχία и евангельское συγκυπία. Мы не могли выдержать это различие иначе, как «случай» и «приключение»

Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2005 год. Том 10, с. 962-965.


* Эти творения приписываются св. Иоанну Златоусту и отнесены в издании Миня к разряду Spuria.